Екатерина Василевская | Статьи

Главная

Что происходит за дверью кабинета психолога?

У каждого из нас в жизни происходят такие ситуации, когда необходимо обратиться за помощью и поддержкой к другому человеку. В последнее время все чаще и чаще мы обращаемся за этим не к родственникам и друзьям, а к людям, которые выбрали делом своей жизни помощь другим – к психологам.

Допустим, решение обратиться за поддержкой к психологу уже так или иначе принято. Тем не менее, у нас закономерным образом могут оставаться сомнения и вопросы в духе: «Что же такое особенное будет происходить за дверью психологического кабинета? Как в принципе посторонний человек, едва знакомый с моей жизненной ситуацией, поможет мне справиться с моими трудностями?»

В этой статье мне хотелось бы приоткрыть завесу тайны и детально обрисовать то, что происходит на встречах с психологом. Мое описание будет строиться исходя из моего опыта работы и философии психотерапевтического подхода, который мне особенно близок – клиент-центрированной психотерапии.

Во-первых, важно отметить, что самое главное, что происходит за дверью кабинета психолога – это диалог. Можно его также назвать разговором, беседой, общением…

Диалог с психологом обладает особым качеством – он целиком и полностью направлен на поддержку клиента в его жизненной ситуации. Все, что делает психолог в общении с клиентом направлено на то, чтобы облегчить его состояние.

Не нужно это понимать в том смысле, что после встречи с психологом клиент всегда ощущает прилив бодрости и позитива, на самом деле, это и не является основной целью консультирования (если только это не связано с проблемой клиента и не является целью конкретного взаимодействия). Скорее, здесь имеется в виду, что психолог внимательно слушает клиента, понимает его, принимает его таким, какой он есть, помогает клиенту обратиться к своим ресурсам, т.е. таким элементам опыта, которые могут помочь клиенту справиться с его жизненной трудностью.

Беседа с психологом существенным образом отличается от привычных нам кухонных разговоров о жизни (хотя я ни в коем случае не хочу умалять ценность и даже психотерапевтический потенциал последних!) Различие состоит в том, что этот диалог протекает по определенным правилам, он имеет границы (пространственные – мы редко выходим за физические границы кабинета с клиентом – и временные – обычно консультация длится около 1 часа). Более того, диалог имеет определенную структуру – вначале мы говорим о проблеме, о том, как она влияет на жизнь клиента, затем переходим к разговору о желаемых изменениях, обращаемся к ресурсам, которыми обладает клиент, чтобы справиться с проблемой и т.д.

Итак, психолог организует общение с клиентом таким образом, что оно протекает по определенным правилам.

(Заметка на полях: если глубоко задуматься, то общение на кухне тоже строится по своим правилам, которые, разумеется, не проговариваются участниками. Другой вопрос, что следование этим правилам на кухне не является обязательным. Всегда можно отказаться быть жилеткой, в которую плачут, и уйти курить на балкон в одиночестве, что совершенно невозможно представить в ситуации психологического консультирования).

Общение по правилам создает ситуацию безопасности для клиента. Многие клиенты с восторгом отмечают ценность консультационного часа – потому что это именно ИХ время, это время, когда они не останутся брошенными, когда психолог будет рядом. Более того, правила позволяют сделать беседу целенаправленной. Мы не просто разговариваем, а преследуем цель привнести конкретные изменения в жизнь клиента.

Итак, мы выяснили, что плоть и кровь консультационной встречи составляет диалог, наполненный поддержкой, который протекает по определенным правилам. Давайте теперь препарируем этот диалог, выделим наиболее существенные его моменты. Я выделяю 4 главных момента встречи с психологом.

  1. 1. Новое понимание проблемы. В процессе диалога с психологом раскрываются новые аспекты заявленной проблемы, а порой проблема и вовсе переформулируется! Это происходит потому, что изучая свой внутренний мир, рефлексируя, вслух и про себя, клиент обнаруживает новые элементы своего опыта, или же старые элементы опыта соединяются по-другому, возникают новые ассоциации, объяснения, переживания. Новое понимание проблемы, как правило, является более глубинным, связано с внутренним «Я» клиента. Например, в начале встречи клиентка обозначает свою проблему как ревность своего молодого человека к другим девушкам, которая выражается в постоянном отслеживании его активности в социальных сетях и контролировании звонков и смс-сообщений. Однако в процессе диалога с психологом клиентка приходит к тому, что ее реальной и главной проблемой является нелюбовь к себе и ощущение, что она в принципе не может быть достойна любви, которые в частности проявляются в ревности партнера к другим девушкам.
  2. 2. Фокус на внутреннем мире. Во время встречи с психологом акценты смещаются с внешнего мира – будь то других людей, ситуаций, обстоятельств, на внутренний мир клиента, на то, как он их воспринимает, как в нем отзываются другие люди, ситуации, обстоятельства. Весь окружающий мир интересует нас на встрече в том смысле, в каком он связан с переживаниями и ощущениями клиента. Выбор такого фокуса не случаен – ведь мы не можем изменить других людей, не всегда можем преобразовать объективную данность, но мы в силах изменить свое отношение, мысли, чувства, переживания и затем свое поведение. Классический пример – в начале встречи клиент жалуется на то, что его начальник чрезмерно требователен, ставит перед клиентом невыполнимые задачи, отчитывает перед коллегами, когда он не справляется с работой. Изменить начальника – непосильная для психолога задача. Поэтому психолог обратится к тому, как клиент относится к такому поведению начальника, как он его переживает, какие мысли у него возникают в тот момент, когда начальник его публично ругает и т.д. Глубокий анализ чувств, переживаний и мыслей клиента является первой ступенью для изменения его отношения или поведения.
  3. 3. Формулировка целей и задач. После того, как было сформулировано уточненное понимание проблемы, зачастую на встрече проговариваются цели и задачи на конкретную работу с психологом. Это делается по той причине, что охватить проблему целиком достаточно сложно, непросто ее разрешить одним махом. В диалоге с психологом формулируются некоторые прицельные точки, достижение которых будет свидетельствовать о приближении к разрешению проблемы. Например, если проблемой человека является непринятие своих негативных эмоций и чувств, то первой целью в работе может стать разрешение себе позлиться (испытать негативные эмоции) в ситуации взаимодействия с незнакомыми людьми, допустим, выразить свое недовольство обслуживанием в ресторане.
  4. 4. Привлечение ресурсов. Для того чтобы справиться с жизненным затруднением зачастую на встрече привлекаются ресурсы клиента. В качестве ресурсов могут выступать самые разные вещи: позитивный опыт совладания с проблемой в прошлом, сильные стороны личности и качества клиента, фантазии, творчество и т.д. Иными словами, ресурсом является все то, что воспринимается клиентом как дающее ему силу и возможность справляться с происходящими в жизни трудностями.

Мы обрисовали наиболее важные моменты встречи с психологом. Надеюсь, эта информация оказалась для Вас хоть немного полезной. Все остальные открытия Вы сможете сделать сами, конечно, при поддержке психолога, обратившись за консультацией.

Екатерина Василевская,
практикующий психолог,
клиент-центрированный психотерапевт.